(017) 394-57-37, (044) 730-86-58
Запчасти со склада и Экспресс-поставка
АгроСябар
(017) 394-57-38, (029) 664-89-43
Консультации и Ремонт дорожной и сельхозтехники
АгроСябарСервис СябарАвтоДор

МТЗ

Сегодня МТЗ входит в 8-ку крупнейших тракторостроителей Мира. МТЗ – это около 10% мирового объема колесных тракторов, это 21.000 сотрудников. За свою историю МТЗ выпустил порядка 3,8 млн. тракторов. Самая мощная модель трактора Беларус МТЗ 3522 с двигателями Deutz TCD 7.8 L6 и TCD 2013 L06 4V.

1-й трактор Минского тракторного завода – это гусеничный трактор 1950 года "Кировец КД-35" средней мощности 37 л.с. с дизельным двигателем собственного производства ПД-10.

Однако прототипом ему был трактор Caterpillar R-2 образца 1936 года. Чуть раньше, с декабря 1945, тактор КД-35 выпускался на Липецком тракторном заводе с отечественным бензиновым двигателем ЗИС-5Т. Так же трактор выпускался и в Румынии в г. Брашев с 1949 года. СССР провел там модернизацию как бы раньше Минска. Забавно совпадение, Брашевский тракторный завод, выпустивший в 1946 году колесный трактор, то же создан на базе авиазавода, открытого совместно с французами в 1925 году.

У МТЗ очень "самолетное" прошлое. Завод построен на территории 453-го авиационного завода. В 1939 году была поставлена задача построить в СССР 9 новых авиазаводов и в 1940 году один из заводов начали строить в Минске. Во время войны 60% производственных площадей было разрушено. Но в 1944 году завод собрал 136 самолетов ЯК-9. На 1 января 1945 года на заводе трудилось 1.500 человек. В планах трудящихся были агрегаты бомбардировщика ТУ-2, но 26 мая 1946 года Иосиф Сталин определил тракторную судьбу и завода, и трудящихся, подписав постановление «О строительстве Минского тракторного завода» и обязав выйти в 1948 году на выпуск 50 гусеничных тракторов 37 л.с. в день. Трудящиеся были зачислены на Минский тракторный завод.

В 1949 году МТЗ выпускает первые экспериментальные колесные трактора МТЗ-2 собственной конструкции, получившие имя "Беларусь", серийная же их сборка началась лишь в 1953 году – 13км/ч, дизель 37 л.с. За почти 10 лет модель прошла модернизацию в трактор МТЗ-50, выпускавшийся 24 года с 1961 по 1985 годы – дизель 55 л.с. Д-48 (позже Д-50), 25 км/ч, 9-ти скоростная коробка передач, класс 1,4. Их выпущено более 1,2 млн. единиц в различных модификациях – полноприводные с автоматическим включением переднего моста, хлопководческие и прочие.

В 1960 году рядом с МТЗ строят Минский моторный завод, куда в последствии и переходит производство двигателей.

Интересной вехой истории МТЗ был выпуск трелевочных тракторов. Первый советский трелевочник разрабатывался с 1945 года (крайне похож на первый в мире паровой «вагон с бесконечными рельсами» Ф.А. Блинова 1888 года), и начавшееся в 1949 году его серийное производства на Кировском заводе было в 1951 передано на Минский тракторный завод. Газогенераторный "Кировский трелевочник" КТ-12 выпускался на МТЗ до 1956 года.

В 1954 же году белорусы разрабатывают и с 1956 года серийно выпускают свой трелевочник ТДТ-40 – на базу КТ-12 устанавливается родной дизельный двигатель с колесного "беларуса". В том же 1956 году выпущены опытные образцы более мощного трелевочника ТДТ-54, форсированный в ТДТ-60. Выпустив в итоге почти 17 тысяч трелёвочных тракторов, МТЗ инициирует передачу их производства Алтайскому и Онежскому тракторным заводам. Хотя мощности МТЗ к 1959 году позволяли одновременно производить 18.000 колесных тракторов МТЗ-2, 6.000 гусеничных трелевочных тракторов ТДТ-40 и 40.000 двигателей Д-40. К "гусеницам" МТЗ вернется 1959-1967 с тракторами Т-50 и Т-54. Интересно, что ТДТ-40 выпускался ОТЗ до 1966 (до ТДТ-55), а в 1969 году оборудование и документация были переданы Китаю, который производит его по сей день, как утверждают источники, в виде глубоко модернизированного J-65a. Так же с белорусского ТДТ-40 созданы дорожно-строительная модификация Т-402 и сельскохозяйственная модификация Т-47.

Ещё 10 лет модернизации МТЗ-50 и в свет выходит ещё более легендарный трактор МТЗ-80/82! Количество агрегатируемых орудий увеличивается до 230, скорость до 35 км/ч позволяет расширить транспортные работы трактора. КПП с понижающим редуктором дает 18 скоростей переднего хода и 4 заднего. Ходоуменьшитель позволяет двигаться со скоростью 1,3 км/ч. Блокировка дифференциала стала автоматической на ходу. Задний ВОМ стал двухскоростным. Гидронавесная система получает 160 кг/см2 и грузоподъемность в 2 тонны. Двигатель 2200 об/мин. Рисоводческие, горные низкоклиренсные, крутосклонные модификации.

Современная линейка энергонасыщенных тракторов начинается в 1994 году с Беларус-1221, причем модификация 1221.4-10/99 комплектуется двигателем Deutz. 2001 – Беларус-2522, 2008 – Беларус МТЗ-3022, 2010 – Беларус-3522. На все эти трактора МТЗ ставит импортные двигатели Дойц (Deutz) и Детройт Дизель (Detroit Diesel).

Сегодня МТЗ – это «МТЗ-Холдинг», в который вошли ОАО «Минский тракторный завод», «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов», «Минский завод специального инструмента и технологической оснастки», «Минский завод шестерен», «Мозырский машиностроительный завод», «Наровлянский завод гидроаппаратуры», «Хойникский завод гидроаппаратуры», «Лепельский ремонтно-механический завод», «Лепельский электромеханический завод».

При подготовке материала использовалась информация и фото сайтов belarus-mtz.by, belarus-tractor.com, вокабула.рф, wikipedia.org, urban3p.com, drive2.ru, mrmz.ru, techstory.ru.

Интересные материалы по истории тракторостроения